Датировка 1380–1420
Содержание Надпись афористического характера о предпочтительности аскетического образа жизни общению со множеством грешников
Носитель Первоначальные стены Собора Успения Пресвятой Богородицы на Городке
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке (Звенигород)
Текст
см. Условные обозначения
лутъш҇ жити с тр-ми в пустын со зверми
нежели со тмою тыс-щь не
имѣюще стра
х Бж҃иѧ
в ср҃цѣ
(Артамонов 2012)
Перевод

‘Лучше жить с тремя в пустыне со зверями, нежели с тьмою тысяч, не имеющих страха божьего в сердце’

(Артамонов 2012)
Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

«Надпись расположена на северной плоскости арочного проема западного входа, на высоте 1 м 66 см от пола. Она состоит из четырех строк (22,7 см, 20 см, 18,9 см, 5,3 см), которые имеют незначительный наклон вверх. Чтобы вместить текст первой строки, автор был вынужден в заключительной части вынести сразу четыре буквы (без титла). Ниже он предусмотрительно осуществлял переход на новую строку, что привело к последовательному сокращению длины строк. Высота букв надписи колеблется от 0,5 см до 2,2».

(Артамонов 2012)
Состояние сохранности с небольшими утратами (>85%)
Датировка по палеографии и языку

«а – петля с изломом основного вида, островерхое (Iа). б – петля с изломом (II). в – нижняя петля с изломом, верхняя косая к основанию правее угла (VIа). е – левонаклонное, язычок вверх (III; 5). ж – в три взмаха, звезда (Iа). з – левонаклонное, перелом (IIIа). и – диагональ (наклонная перекладина) (III). л – основного вида, острое (Iа). м – основного вида, острое (Iа). н – основного вида, диагональ (перемычка) (Iа). о – основного вида (I). п – основного вида (I). р – петля с изломом углом вниз, прямолинейное (IVб). с – основного вида (I). т – основного вида (I). у – основного вида, простое (Iа). х – прямолинейное, без засечек (I; 4). ц – основного вида (I). ш – платформа по низу строки (II). ъ – петля с изломом, наклонная мачта (IIа). ы – без перемычки (II). ь – петля с изломом, наклонная мачта (IIа). ѣ – петля с изломом, наклонная мачта, петля касается коромысла (IIа; 9). ю – основного вида (I). ѧ – упрощенное, без перекладины (IIа)».



итог: [1340–1420], предпочтительно [1340–1400]

(Артамонов 2012)
Обоснование датировки

Надпись обнаружена на белом камне, с которого ранее была сбита штукатурка с фресками XV в., т.е. граффито было сделано в короткий промежуток времени между постройкой храма и его росписью (Рыбаков 1949б: 128). Дата строительства храма, возведенного на рубеже XIV–XV в. по инициативе удельного князя Юрия Дмитриевича (1389–1434), точно неизвестна. Верхняя граница датировки надписи определяется на основе палеографического анализа, выполненного Ю. А. Артамоновым (Артамонов 2012: 99–100).

Комментарий

«Смысл надписи состоит в противопоставлении уединенного жития ("в пустыне со зверями") житию в обществе людей, "не имеющих страха Божьего в сердце". Близкую аналогию этому находим у Исаака Сирина (Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств): "Лучше жить со зверями, нежели с людьми худого поведения". Удаление в пустыню было присуще христианским подвижникам, которые искали личного спасения через уединение и воздержание. В агиографической литературе неоднократно встречается утверждение о том, что праведнику лучше жить со зверями в пустыне, чем в селениях грешников (см., например, жития Маманта Кесарийского, Зосимы Киликийского). Упоминание о трех пустынниках должно быть поставлено в связь с традицией основания христианских монастырей. Поэтому в призыве жить в пустыне с тремя отшельниками следует видеть не просто указание на спасительность уединения как такового, но призыв к усвоению христианских аскетических идеалов» (Артамонов 2012: 100–101)

Литература Артамонов 2012
Артамонов 2015: 198–200