| Датировка | 1100-1200 |
|---|---|
| Содержание | Надпись о покупке ладана |
| Носитель | Стены церкви Благовещения на Городище |
| Категория носителя | стена церкви |
| Место находки | Церковь Благовещения на Городище (Великий Новгород) |
| Текст см. Условные обозначения |
(...)ак[ꙋ] (...)аи ѳамиѧна (Гиппиус, Михеев 2019а)(...)зт(...) тьм[ь]ѧнъ |
| Реконструкция | ... [дь]аку (?) ... [д]аи (?) фемияна, [в]зт[о] ... темьян (Гиппиус, Михеев 2019а) |
| Фотографии | |
| Алфавит | кириллица |
| Материалы | штукатурка |
| Способ нанесения | граффито |
| Состояние сохранности | с небольшими утратами (>85%) |
| Датировка по палеографии и языку | 1100-1200 |
| Комментарий | В этом граффито присутствуют сразу два обозначения ладана — тьмьянъ и фамиянъ. Первый обычен для древнерусских текстов, реализуя одну из фонетических возможностей передачи греч. ѳυμίαμα (ср. фиксируемые словарем И. И. Срезневского варианты на те-, ти-, ть-, фе- и фи-). Вариант фамиянъ встретился впервые и явно носит книжный характер. С точки зрения вокализма тьмьянъ и фамиянъ соотносятся так же, как Дьмьянъ и Дамианъ — с той разницей, что во втором случае вариант с -ами- является канонической формой имени, передающей греч. Δαμιάνος, а вариант с -ьмь- — его народной формой. Можно думать, что фамиянъ возник по данной модели путем гиперкорректного отталкивания от некнижного тьмьянъ. |
| Литература | Гиппиус, Михеев 2019а: 45, ил. 6; № 23 |