Датировка [1220–1400]
Содержание Обращение к патриарху
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
патрѧрхъ
ги҃не пожалоу⸗
и мѧ
(Артамонов, Гиппиус 2023)
Комментарий к прочтению

Слово патриархъ написано с отражением просторечного стяжения [иа] в [’а]. Этот, крайне редкий вариант записи отсутствует в словарях, а в старорусском подкорпусе НКРЯ представлен единственным контекстом (на 28 написаний с еа и 3319 с иа): «И ныне нам бил челом Благовещенья пречистые богородицы и Алексея чюдотворца патрярхова монастыря строитель Симон» (грамота 1595 г.).

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Западная часть южной галереи. Надпись выполнена на третьей слева мраморной облицовочной плите среднего ряда стены, полукругом ограничивающей экседру с северо-западной стороны. Высота от пола – 150 см. Граффито состоит из трех строк: первая – 3,4 см, вторая –3,7 см, третья – 1,8 см. Высота букв колеблется от 0,2 см (вторая о в пожалоуи) до 0,5 см (а в патрѧрхъ), интервалы между ними приблизительно равные. Все три строки расположены под наклоном вниз. Небольшой размер букв, использование слабо заостренного предмета письма, пористая поверхность камня делают граффито плохо видимым и трудночитаемым. Надпись начертана той же рукой, что и предшествующая азбука (№ 22). На это указывают их близкое расположение, одинаково малый размер букв, направление наклона, особенности начертания а, г, е, ж.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Состояние сохранности целая (100%)
Датировка по палеографии и языку

а – IIа; г – I; е – III; ж – IVа; и – II; л – Iа; м – Iа; н – Iб; о – I; п – I; р – Iа, 11; т – I; у – Iа, 4; х – I, 4; ъ – IIа; ѧ – Iа. Особенности написания е и и позволяют относить надпись к XIV–XV вв. [Рыбаков, хронологический график для букв е, и; Высоцкий, 1976, с. 156, 161]. Эту датировку подтверждает палеография берестяных грамот (датирующие признаки: а – IIа «петля с изломом выпуклая», е – III «левонаклонное»; и – II «наклонная перекладина» [Зализняк, с. 153, 163, 171]). Причем нужно отметить, что сравнительно частое использование такой модели и фиксируется только с 1340-х гг. С другой стороны, надписи присущи некоторые архаические черты: ж («основного вида, сомкнутое») встречается сравнительно часто в 1100–1360 гг., р («округлая петля, прямая мачта») – в 1025–1320 гг., у («буква целиком в строке») – 1140–1300 гг. [Зализняк, с. 164–165, 182–183, 171]. Это позволяет скорректировать время выполнения граффито в пользу XIV в.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Обоснование датировки

1140-1400, предпочтительно после 1220: А 6 «вогнутая перемычка» 1340> (?); Р II «Углом вверх» <(1200)<1380 (?); Р III «Углом вперед» 1140-1400; А 4 «Широко раскрытые» 1120>(1140)>; Графика: У после согласной 1100> (1220)>; Х 6 «Буква целиком в строке» 1100> (1140-1300); Х 7 «Маленький верх и широкий низ» (1320)>.

Комментарий

Западная часть южной галереи в поздневизантийский период была своеобразной приемной, откуда дверь вела во внутренние покои патриарха. В них в XIV в. особенно часто проходили малые патриаршие соборы. Поэтому можно думать, что надпись принадлежит выходцу из Руси, который дожидался высокой аудиенции или решения своего вопроса главой Константинопольской церкви.(Артамонов, Гиппиус 2023, 174)

Литература Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 287
Артамонов, Гиппиус 2012: 48
Артамонов, Гиппиус 2023: 172-174; № 23