Датировка [1140–1260]
Содержание Молитва Мартина
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
гд҃и помози рабоу с(в)оемоу марти(н)ови
(Артамонов, Гиппиус 2023)
Комментарий к прочтению

Окончание -ови в XI–XII вв. в диалектном отношении нейтрально и ничего не говорит о происхождении автора граффито. 

Разный нажим, с которым выполнено граффито, свидетельствует о том, что его автор работал в два этапа. Вероятно, его деятельность была прервана кем-то со стороны, тогда написанную часть текста подвергли зачеркиванию. Однако спустя какое-то время работа была продолжена, но уже в спешке, с меньшим нажимом на инструмент письма. Поэтому заключительная часть надписи едва заметна глазу и лишена следов вымарывания. Имя Мартин редко, но встречается в древнерусских источниках. Так, например, оно фигурирует в молитвенной надписи № 133 из собора Святой Софии в Киеве: (Господи) помози Мартинови [Высоцкий, 1976, с. 50–51, табл. XL, 1, 2], а также в берестяной грамоте № 583: Поклоно ѿ Мартина къ Милѧ(т)ѣ…

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Перевод

‘Господи, помоги рабу своему Мартину’.

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Западная часть южной галереи. Надпись выполнена на первых слева перилах ограждения экседры. Расстояние от колонны слева – 70 см, от колонны справа – 135 см. Граффито – однострочное, его длина составляет 30,8 см. Высота букв колеблется от 0,6 см (второе о в помози) до 2,1 см (з, р), интервалы между ними приблизительно равные. Надпись имеет небольшой наклон верх. Первая часть граффито (гд҃и помози рабоу с…) выполнена глубоко начертанными буквами и вымарана многочисленными горизонтальными штрихами. Контуры букв второй части (воему Мартинови) едва различимы и следов зачеркивания не имеют. Сходство в написании а, и, о, р говорит о принадлежности первого и второго фрагментов одной руке. Вторая часть выполнена существенно более слабым нажимом на инструмент письма, поэтому она с трудом обнаруживается при визуальном осмотре. По этой причине в публикации Т. Томова представлен только первый фрагмент, второй остался незамеченным.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Состояние сохранности с небольшими утратами (>85%)
Датировка по палеографии и языку

а – Iа; б – II; в – I; г – I; д – II, 3, 2; е – I; з – IIб; и – I; м – Iа; о – I; п – I; р – Iа; с – I; т – I; у – Iа. 

Надпись содержит относительно архаичные начертания в (округлая нижняя петля), д (длинные ножки), и (горизонтальная перекладина в середине), р (округлая петля) [Рыбаков, хронологический график для букв в, д и, р; Высоцкий, 1976, с. 151–152, 160]. Близкую аналогию обнаруживают граффити № 28 (ср. а, в, и, м, о, р) и № 29 (ср. б, е, з, и, м, р) из собора Святой Софии в Киеве, которые датируются периодом киевского княжения Святополка Изяславича (1093–1113 гг.) [Высоцкий, 1966, с. 80–82, табл. XXXI, 1, 2]. Надпись содержит сравнительно редкое для древнерусской эпиграфики начертание д (А-образное). Такую же модель этой буквы встречаем в граффити № 77 из собора Святой Софии в Новгороде и № 136 из Софии Киевской; время выполнения первой – вторая половина XI – первая половина XII в., второй – XII в. [Медынцева, с. 79, 241; Высоцкий, 1976, с. 52–53, табл. XLV, XLVI]. Палеография берестяных грамот также указывает на принадлежность надписи к домонгольскому периоду (датирующие признаки: в – «округлая нижняя петля», д – «А-образное», е – «правонаклонное», у – «основного вида, простое» [Зализняк, с. 156, 158, 162, 188]). Остальные буквы не противоречат этой датировке. Вместе с тем использование моделей в и е указывает скорее на период второй половины XI – первой половины XII в. Близкое сходство в начертании б, д, з, и, м, о, п, р, у обнаруживает грамота № 176, стратиграфическая дата которой – середина 1130-х – 1150-е гг. [Древнерусские берестяные грамоты]. Сказанное позволяет датировать надпись второй половиной XI – XII в.

Т. Томов датирует надпись XIV в., основываясь на моделях и («наклонная перекладина») и у («с перемычкой»). В действительности, штрихи, зачеркивающие гд҃и и помози, не позволяют судить о том, с какой перекладиной было написано и. А вот в Мартинови хорошо видно, что и пишется с горизонтальной перекладиной. Что касается модели у в рабу, в которой болгарский коллега видит у «с перемычкой», то это следствие ошибки: за спинку у он принимает следующую букву с.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Обоснование датировки

Р III «Углом вперед» 1140-1400; В 3а «Верх больше низа» <1260; Язык: мужеви, Давыдови <1300; Р I «Округлая петля (прямая мачта)» <1360; ОУ IIIб/IIIв «Слитные (неполное У или от У только спинка)» 1320> (!)

Литература Томов 2016б: 51
Томов 2019: 68-69
Артамонов, Гиппиус 2023: 169-171; № 21