Датировка [1050–1200]
Содержание Автограф Иванка-беглеца
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
[Ѱ] Иваново
бежениво
(Артамонов, Гиппиус 2023)
Нормализация ѱ<алъ> иван<ък>о б<ѣ>ж<ь>ни<къ>
Комментарий к прочтению

Буквенный состав надписи несколько озадачивает. Смысл граффито проясняется, если допустить, что писавший дважды написал в вместо к, спутав две сходные по форме буквы. Тогда следует читать: [Ѱ] Ивано<к>о бежени<к>о. Надпись сделана в бытовой орфографии, в стандартной записи она имела бы вид ѱ иванъко бѣжьникъ. Слово бѣжьник ‘беглый, беглец’ не засвидетельствовано историческими словарями русского языка, но имеется у В. И. Даля (с пометой «архангельское»). Весьма вероятно, что исполнитель граффито принадлежал к той же категории беглецов, что и автор надписи № 17 (см. выше). Типологически граффито относится к автографическим надписям.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Перевод

‘Писал Иванко-беглец’.

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Западная часть южной галереи. Надпись выполнена на третьих слева перилах ограждения экседры. Расстояние от колонны слева – 186,5 см, от колонны справа – 33 см. Граффито состоит из двух строк: длина первой – 11 см, второй – 10,8 см; обе выполнены с наклоном вверх. Высота букв колеблется от 0,7 см (н в Иваново) до 1,8 см (у в рабу), интервалы между ними приблизительно равные. Несмотря на многочисленные царапины и штрихи иных начерков, надпись уверенно читается благодаря образовавшемуся со временем темно-коричневому «загару».

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Состояние сохранности целая (100%)
Датировка по палеографии и языку

а – Iа; б – I; в – III, 3; е – I; ж – IVa; и – I; н – I; о – 4. Для граффито характерны архаические модели а, б (округлая петля), в, е, и (горизонтальная перекладина в середине), н (диагональ) [Рыбаков, хронологический график для букв а, б, в, е, и, н; Высоцкий, 1976, с. 150, 160]. В начертании а, б, е, и близкую аналогию обнаруживает надпись № 28 из собора Святой Софии в Киеве, которую издатель датирует периодом княжения Святополка Изяславича (1093–1113 гг.) [Высоцкий, 1966, с. 80–81, табл. XXXI, 1]. Схожую модель в использует автор граффито № 65 из Новгородской Софии, время его выполнения – вторая половина XI – первая половина XII в. [Медынцева, с. 69, рис. 49]. Палеография берестяных грамот указывает на XI–XII вв. (датирующие признаки: б – «округлая петля», в – «большой верх» [Зализняк, с. 154, 156]). На первый взгляд, в эту хронологию не встраивается только о («вместо правой дуги прямая»): сравнительно часто такая модель начинает использоваться только в первой половине XV в. Между тем единичные случаи ее применения фиксируются и в XII в. [Зализняк, с. 180–181]. Таким образом, это столетие и следует считать наиболее вероятным временем появления надписи. Сохранение слабых редуцированных в сочетании с эффектами бытовой орфографии хорошо с этим согласуется.

По мнению Т. Томова, передача «псал» через ѱ «относит граффито к более позднему времени – второй половине XII в.», что в сочетании с палеографией и бытовой орфографией позволяет датировать надпись «началом XIII в.» [Томов, 2019, с. 71]. Такое сужение датировки не оправдано. Передача «пьсалъ» через ѱ встречается и в надписях более раннего времени. Примером может служить граффито № 72 из собора Святой Софии в Новгороде: Петрило ѱ, стратиграфически датируемое временем до 1109 г. [Медынцева, с. 72, 237].

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Литература Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 287
Артамонов, Гиппиус 2012: 48-49
Томов 2016б: 52-53
Томов 2019: 69-71
Артамонов, Гиппиус 2023: 167-169; № 20