| Датировка | 1119–[1220] |
|---|---|
| Содержание | Надпись о кривом дьяке Путиле |
| Носитель | Стены юрьевского Георгиевского собора |
| Категория носителя | стена церкви |
| Место находки | Георгиевский собор Юрьева монастыря (Юрьево) |
| Текст см. Условные обозначения |
тъ ти тиво е (Гиппиус, Михеев 2022б)Поу(т)ила д[ьѧке] крице о томоу оу⸗ мети крамот[ѫ] а кривоу боуд(о)уци |
| Нормализация | То ти диво е — Путила дьяке кривьце. О тому умѣти крамоту, а криву будуци! (Гиппиус, Михеев 2022б) |
| Комментарий к прочтению | Чтение тиво в первой строке принято в корректурном примечании к статье Т. В. Рождественской, с предположением, что т в этом слове переправлено на д. Изучение надписи не обнаруживает, однако, достоверных следов правки. В третьей строке по фотографиям и трехмерной модели надежно читается крице (у Т. В. Рождественской — криве). Это слово мы трактуем как записанную с пропуском слога форму И. ед. кри<вь>це, соответствующую наддиалектному кривьць. Другая возможность состоит в том, что необозначенным остался неслоговой [u̯] в [kr’iu̯c’e], возникший после падения редуцированного (← [kr’iw’ьc’e]). Диалектное окончание -е закономерно для слова с основой на свистящий, возникший по третьей палатализации, исторически принадлежащего к твердому варианту o-склонения (cм.: Зализняк, 2004. С. 103–104; в последнее время круг ранних примеров с окончанием -е у слов этой группы пополнился важным примером жърьце в граффито XI в. из Софии Новгородской (Gippius, 2018. P. 186 (f.n. 8))). Менее вероятно, что конечный е в этом слове объясняется «бытовой» заменой ь → е: за исключением начального тъ <то>, орфография надписи является стандартной (тиво <диво>, дьѧке, томоу, крамотѫ). На конце четвертой строки предположительно читается буква ѫ, при том что в остальных пяти случаях /у/ обозначается как оу. Такое употребление может объясняться знакомством автора надписи с книжной практикой использования ѫ как «узкой» графемы на конце строки (см. о ней: Мольков, 2020. С. 344–361). Текст можно понять как посвященный «кривому» грамотею Путиле кем-то из монастырской братии или как «автоэпиграмму» самого Путилы. К первой трактовке склоняет присутствие на столбе лестничной башни автографа Путилы: Пꙋтила ѱь, с лигатурой ѱь. Он находится над 48-ой ступенью и, по всей видимости, выполнен иной рукой (Рождественская, 1992. С. 62–63, № 7; 2007. С. 785–786, № 2). Впрочем, имя Путила не принадлежит к числу редких, и надписи вполне могут быть связаны с разными лицами. |
| Перевод | ‘Вот ведь диво — кривой дьяк Путила! О, он знает грамоту, при том что крив!’ (Гиппиус, Михеев 2022б) |
| Фотографии | |
| Алфавит | кириллица |
| Способ нанесения | граффито |
| Расположение на носителе | Лестничная башня, столб, над 35-ой ступенью, 140 см над ступенью. (Гиппиус, Михеев 2022б) |
| Состояние сохранности | с небольшими утратами (>85%) |
| Датировка по палеографии и языку | Палеограф. до [1320], предпочт. до [1220]. Б 2 «открытая петля» <1380 (<1240), в 3б «верх шире низа» <1320 (<1220), к 3а «верх. засечка на мачте (длинная)» <1320 (<1300); графика: ѫ <1240 (?). (Гиппиус, Михеев 2022б) |
| Литература |
Рождественская 2007б: 780–788
Гиппиус, Михеев 2022б: 105-107; № 4 |