Датировка | [1050–1160] |
---|---|
Содержание | Надпись о сошествии во ад |
Носитель | Стены Базилики Рождества Христова |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Базилика Рождества Христова (Вифлеем) |
Текст см. Условные обозначения |
въ адъ (Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2013)прид[е] Хс҃ |
Комментарий к прочтению | Правее надписи поверхность колонны покрыта множественными царапинами, из-за которых неясно, следовал ли за д в первой строке конечный ъ, или нет. (Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2013) |
Перевод | ‘В ад сошел Христос’. |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | На западной стороне колонны (большая часть скрыта стеной ХХ в.), фланкирующей окончание южной колоннады западного нефа и начало трансепта. К северу (слева) от этой колонны находится полуколонна с первой надписью, так что в интерьере храма два граффити соседствуют друг с другом. Надпись состоит из двух строк, длина первой строки составляет 2 см, длина второй – 3,2 см. (Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2013) |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Датировка по палеографии и языку | А – основного вида, острое (Iа). В – нижняя петля углом вперед (1). Д – длинные ножки (3). И – основного вида (I). П – основного вида (I). Р – округлая петля, прямая мачта (Iа). С – основного вида (I). Х – без засечек (4). Ъ – округлая петля (I). Палеография надписи позволяет отнести ее ко второй половине XI – середине XII в. На это указывает весьма древнее начертание букв в и ъ. Написание остальных букв не противоречит этому выводу. (Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2013) |
Комментарий | В отличие от большинства паломнических граффити, имеющих вид «Господи помози рабоу своему...» или «Х писал», она представляет собой законченное богословское высказывание, навеянное, вероятно, пасхальным богослужением. |
Литература | Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2013: 90–91 |