Датировка | 1380-1420 |
---|---|
Содержание | Молитва о Елферье Васильевиче |
Носитель | Стены собора св. Софии в Константинополе |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул) |
Текст см. Условные обозначения |
Ги҃ помози рабу своему ст҃аѧ Софиѧ (Артамонов, Гиппиус 2022б)Елферью Васильевичю |
Комментарий к прочтению | Необычная композиция надписи, в которой слова с҃таѧ Cофиѧ оказываются как бы вклинены в цельное обозначение автора, разрывая его на две части, может объясняться тем, что первоначально граффито представляло собой вполне стандартное молитвенное обращение: в первой строке читалось Г(оспод)и, помози рабу своему, а во второй – имя автора – Елферью Васильевичю. Когда надпись уже была выполнена, исполнитель, применяясь к месту, посчитал нужным упомянуть и святую покровительницу собора, что привело к появлению в конце первой строки приписки: ст҃аѧ Софиѧ. Именно так структура надписи трактована в предварительной публикации. Такой последовательностью создания граффито мы объясняли пропуск союза и перед сочетанием с҃таѧ Cофиѧ (Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012, 286). Однако текст может быть понят и иначе – как образец характерного для древнерусской некнижной письменности синтаксиса, нарушающего порядок логического развертывания членов предложения в угоду идущему из разговорной речи принципу «вначале главная часть сообщения, затем уточнения» (Зализняк 2004а, 190). В этом случае слова ст҃аѧ Софиѧ и Елферью Васильевичю выступают как последовательные уточнения к обращению Г(оспод)и и дополнению рабу своему. Избавляя от апелляции к изменению авторского замысла, эта трактовка в то же время лучше отвечает догматическому пониманию Святой Софии, отождествляющему ее с Христом. (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Перевод | ‘Господи, помоги рабу своему, Святая София, Елферью Васильевичу’. |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | Центральная часть южной галереи. Надпись выполнена на северо-восточной стороне северо-западной колонны. Высота от пола – 172 см. (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Датировка по палеографии и языку | Палеография: а – Iа, 7; б – II; в имеет следующие начертания: 1) в своему, первая в Васильевичю – III, 2) вторая в Васильевичю – VIа; г – I; е – III, 5; з – IIIа; и имеет следующие начертания: 1) в Г(оспод)и – I, 2) в Софиѧ – II, 3) в помози, Васильевичю – III; л – Iа; м – Iа; о – I; п – I; р – Iб, 12; с – I; т – 2; у – Iа; ф – I; ч – IIб; ь – IIб; ю – IIб; ѧ – Iа. Датировка. Начертания е, з, и указывают на то, что надпись могла быть выполнена не ранее второй половины XIV в. (Рыбаков 1964а). Схожие модели и и р встречаем в граффито № 397 из Кирилловской церкви в Киеве (С(вя)ты(и) Кирило, прости мѧ грѣшнаго), которое датируется XV в. [Высоцкий 1985: 97, табл. LIV]. Однако наибольшее сходство надпись обнаруживает с автографом Филиппа (ср. в, е, з, и, п, р, у), выполненным на юго-восточной стороне этой же колонны (№ 13). Обращает на себя внимание совпадение ширины и глубины линий букв этих граффити, что наводит на мысль об использовании либо однотипных, либо одного и того же орудия письма. С другим автографом Филиппа, который находится в восточной части южной галереи (№ 2), надпись, кроме уже обозначенных букв, сближают начертания ч и ю [Артамонов, Гиппиус 2022а: 122–124]. Очень вероятно, что Елферий Васильевич и Филипп Микитинич вместе посетили Св. Софию, расположив по соседству свои молитвенные обращения. Отнесение граффито к концу XIV – началу XV в. находит подтверждение в палеографии берестяных грамот (датирующие признаки: а – «удлиненная спинка»; в – «верхняя косая к основанию в угол»; е – «левонаклонная, язычок вверх»; з – «левонаклонная, перелом»; и – «диагональ»; р – «петля во всю строку»; ч – «расщеп, У-образное»; ю – «перемычка наклонно вверх» [НГБ XI: с. 153, 157, 163, 169, 171, 185, 203, 213]). (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Комментарий | О восточнославянском происхождении автора говорит обозначение через ѧ сочетания [ja] (с҃таѧ Cофиѧ). Имея в виду употребление отчества (Васильевич) и вероятное сотоварищество |
Литература |
Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 286
Артамонов, Гиппиус 2022б: 115–117; № 15 |