Датировка | 1360–1460 |
---|---|
Содержание | Автограф нижегородца Даниила |
Носитель | Стены собора св. Софии в Константинополе |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул) |
Текст см. Условные обозначения |
+ Даниїлос из Нова⸗ (Артамонов, Гиппиус 2022б)города из Нижн |
Реконструкция | + Даниїлос из Новагорода из Нижн[его] (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Комментарий к прочтению | Имя автора оформлено на греческий лад с конечным -ос. Ср. гибридное окончание в автографе дьяка Стефана – Стефаносъ (надпись № 4). (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Перевод | ‘Даниил из Нижнего Новгорода’. |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | Центральная часть южной галереи. Надпись выполнена на южной стороне северо-западной колонны. Высота от пола – 172 см. (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Состояние сохранности | целая (100%) |
Датировка по палеографии и языку | Палеография. а – Iа, 7; в – III; г – I; д – Iа, 3; ж – IVа, 5а; з – IIIа; и имеет следующие начертания: 1) в Даниїлос – II; 2) в остальных случаях – III; ї – Iа; л – Iа; н – Iб; о – I; р – IVа, 12; с – I. Датировка. По мнению А. А. Алексеева, надпись следует датировать XVI–XVII вв., «поскольку и орфография, и начертания букв не позволяют предполагать большей древности» (Алексеев 1999, 322). С этим мнением трудно согласиться уже потому, что граффито не обнаруживает признаков скорописи, характерной для эпиграфики указанного периода (ср. киевские граффити XVI–XVII вв. № 398, 400, 406 [Высоцкий 1985: 97–101, табл. LV, LVI, LVIII]). Начертания а, ж, з, и, н, р позволяют определять вторую половину XIV в. в качестве верхней хронологической границы выполнения автографа Даниила [Рыбаков 1964а]. Приблизительно схожие модели букв обнаруживают надписи № 16 (а, и, н) и № 17 (а, в, н, р) из Спасо-Преображенской церкви в Полоцке; первая датируется XV в. (Помѧни Г(оспод)и ерѣꙗ Ивана), вторая – 1476 г. (В лѣт(о) 6984 инд(и)ктъ в 9 престави(ся) раба б(о)жъ(ѧ) Оксинѧ) [Калечиц 2011: 117, 218, 219]. Начертание а, в, н, р близко граффито № 74 из церкви Св. Федора Стратилата на Ручью (Преставися понинарьѧ м(ѣ…н)а октабрѧ на памѧт…), которое относится к XIV в. [Рождественская 1992: 112–113]. Предлагаемая хронология находит подтверждение в палеографии берестяных грамот (датирующие признаки: а – «удлиненная спинка»; д – «длинные ножки»; ж – «умеренно уменьшенный верх»; з – «левонаклонная, перелом»; и – «диагональ»; р – «петля во всю строку» [НГБ XI: 160–161, 165, 169, 171, 185]. За исключением ї, случаи употребления которой на бересте единичны, начертания остальных букв не противоречат предлагаемой датировке. Палеография сближает граффито с грамотами № 122 (в, д, з, и, н, р) и № 358 (ж, з, и, р); стратиграфическая дата первой – 10-е – начало 20-х гг. XV в., второй – 10–60-е гг. XV в. [Древнерусские берестяные грамоты]. Сказанное позволяет датировать надпись второй половиной XIV – серединой XV в. (Артамонов, Гиппиус 2022б) |
Комментарий | По мнению Т. Томова, автор граффито, возможно, посетил Константинополь в свите суздальского архиерея Дионисия, который побывал в столице Византии дважды: в 1379–1381 и 1383 гг. Предполагается, что, используя Волжский маршрут, владыка мог начать свой путь из Нижнего Новгорода, одного из городских центров Суздальской епархии. Приводится и другая версия. Автограф мог оставить слуга московского великого князя Дмитрия Ивановича (1359–1389 гг.) по имени Даниил, который в 1371 г. доставил письмо своего патрона константинопольскому патриарху [Томов 2016б, 91]. К сожалению, эти атрибуции лишены доказательной силы. |
Литература |
Алексеев 1999: 322
Артамонов, Зайцев 2008а: 60 Артамонов, Зайцев 2008б: 15 Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 286 Артамонов, Гиппиус 2012: 44 Томов 2016б Томов 2019 Артамонов, Гиппиус 2022б: 113–115 |