Датировка [1280–1360]
Содержание Подпись к кресту и автограф галицкого попа Матфея
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
Текст 1:
Ісъ҃ † Хъ҃
Текст 2:
Матфѣи попъ галичьскии
(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Комментарий к прочтению

Исход формы прилагательного записан с отражением перехода [кы] > [ки], примеры которого в письменности Южной Руси фиксируются с XII в.

(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Перевод

‘Иисус Христос. Матфей, поп галицкий’.

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Центральная часть южной галереи.


Надпись выполнена на третьих слева перилах ограждения (парапета) северного контура. Расстояние от колонны слева – 70 см, от колонны справа – 133,2 см.

(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Состояние сохранности целая (100%)
Датировка по палеографии и языку

Палеография. а – Iа; г – I; и – 4; i – IIа; к – Iб; л – Iа; м – 4б; о – I; п – I; с – I; т – I; ф – 1; х – II, 2; ч – Iа; ъ – IIб; ь – IIб; ѣ – IIб. Датировка. Граффито выполнено уставным письмом: буквы располагаются перпендикулярно к строке, без наклона, имеют правильные прямые и округлые линии. Несомненно, исполнитель был хорошо знаком с книжной графикой, что позволяет датировать его автограф, опираясь на палеографию рукописных книг и актов. Особенности написания ѣ (выступающая над строкой мачта, лежащее в верхнем уровне строки коромысло), и (высокая перекладина), м (провисающая округлая петля) являются новообразованиями, характерными для книжного письма XIII в. [Щепкин 1967: 126–128; Карский 1979: 192, 195; Черепнин 1956: 154–155]. В. Н. Щепкин определял наличие высоких перекладин, «некоторую сжатость» и вытянутость букв (ср. ѣ, и) как «стильный (манерный) почерк», появление которого в конце XIII в. знаменовало стремление писцов к каллиграфической передаче текста в условиях появления новых начерков, отличных от классического устава XI–XII вв. (Щепкин 1967: 128). Палеография граффито близка Рязанской кормчей 1284 г. (ср. а, и, м, ч, ь, ъ) и Псалтыри 1296 г. (ср. а, и, м, ч, ь, ъ, ѣ) [Трусевич 1905: № 65, 68].

Вместе с тем нужно отметить, что в эпиграфике указанные особенности письма фиксируются позднее – в XIV в. [Рыбаков 1964а]. Яркую аналогию написания а, и, к, м представляет шелковая вышивка на омофоре новгородского архиепископа Моисея (Моисиꙗ архиѥпискупа молитвами свѧтыꙗ Софиꙗ), занимавшего кафедру в 1326–1330 и 1352–1359 гг. [Рыбаков 1964а: 43]. На XIV в. указывает и письмо берестяных грамот (датирующие признаки: использование ф, и – «высокая перекладина», м – «провисающая петля»; ъ – «вертикальная мачта»). В то же время особенности написания ч (обычная чаша) более характерны для XII–XIII вв., нежели для XIV в. [НГБ XI: 171, 179, 202–203, 205]. Учитывая, с одной стороны, характерную для эпиграфики «архаизацию письма» [Рождественская 1991а: 60–61], а с другой – очевидную ориентацию автора на книжную традицию («стильный почерк»), время выполнения надписи можно отнести к концу XIII – первой половине XIV в.

(Артамонов, Гиппиус 2022б)
Комментарий

Следует согласиться с мнением А. Горбача, что Матфей был выходцем из Галича Волынского («западно-украинского»), а не Мерьского. Об этом говорят не только традиционно тесные связи Волыни с Византией, но и ориентация автора граффито на уставное письмо – особенность, в большей степени присущая Южной Руси, чем Северной [Рождественская 1991а: 62].
(Артамонов, Гиппиус 2022б, 107)

Литература Артамонов, Зайцев 2008а: 60
Артамонов, Зайцев 2008б: 14–15
Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 286
Томов 2016б: 74–76
Томов 2019: 92–94
Артамонов, Гиппиус 2022б: 106–108; № 10