Датировка [1376–1410]
Содержание Надпись с перечнем реликвий
Носитель Золотой крест-тельник («филофеевский»)
Категория носителя крест, реликварий
Место находки Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад)
Текст
см. Условные обозначения
животво
рѧщое д⸗
рево
мч҃нк҃⸗
ъ м҃
афонасьевꙑ
[п]рв
дного едоки
елъф⸗
ерьꙗ 
федосъ⸗
и двци
новъхъ мчн⸗
къ литовьс⸗
кꙑхъ
(Николаева 1971)
Перевод

‘Животворящее древо, сорока мучеников, праведного Афанасия, Евдокии, Елевферия, девицы Феодосии, новых мучеников литовских’

Фотографии
Алфавит кириллица
Способ нанесения резьба по металлу
Расположение на носителе

на оборотной стороне по всей поверхности креста

Состояние сохранности с небольшими утратами (>85%)
Обоснование датировки

Среди исследователей нет единого мнения о датировке надписи по палеографическим признакам. М. В. Щепкина (в устном сообщении) и Т. В. Николаева ((Николаева 1960, 126) и (Николаева 1971, 32)) относили крест к началу XV века. Т. В. Николаева отрицала связь креста с именем патриарха Филофея и считала крест суздальской реликвией, находя аналогии в составе мощей и начертании букв с надписями на ковчеге суздальско-нижегородской княгини Марии 1410 г. и ковчеге суздальского князя Ивана Даниловича 1414 г. Это мнение было опровергнуто В. А. Кучкиным (Кучкин 1998, 16), который со ссылкой на палеографическую экспертизу А. А. Турилова датировал надпись второй половиной XIV века и настаивал на том, что крест был принесен Сергию Радонежскому с посольством патриарха Филофея зимой 1376/1377 г. Мнение Кучкина поддержала О. А. Белоброва (Белоброва 2007, 793).

Литература Олсуфьев 1921: 2–3
Орлов 1952: 117; № 178
Белоброва 1958: 12–18
Николаева 1960: 275–276
Николаева 1971: 32–33, 102; № 2
Кучкин 1998: 16–23
Пуцко 2006: 84–85
Белоброва 2007: 789–794