Датировка | 1045–1109 |
---|---|
Содержание | Надпись с литургическими возгласами |
Носитель | Первоначальная штукатурка новгородского Софийского Собора |
Категория носителя | стена церкви |
Место находки | Собор св. Софии (Великий Новгород) |
Текст см. Условные обозначения |
въньмѣ : по[п҇] миръ вьсѣм ¦ ди[а]к҇ моудрост (София Новгородская)моудрос : въ{ь}нь[м]ѣм моудрос прости |
Фотографии | |
Прориси | |
Алфавит | кириллица |
Способ нанесения | граффито |
Расположение на носителе | Юго-восточный подкупольный столб, восточная лопатка, восточная грань (выходит в проход между дьяконником и центральной апсидой). 43 см от левого края, 24 см ниже современного пола. 43 см от левого края, 24 см ниже современного пола. (София Новгородская) |
Состояние сохранности | с небольшими утратами (>85%) |
Комментарий | Слово по[п҄] вписано над словом миръ в 1-ой строке: таким образом последняя буква [п҄] оказалась надстрочной вдвойне. Лигатуры: ми (1-ая строка), ти (3-я строка). 2-ая и 3-я строки приписаны справа под словом моудрост 1-ой строки. Пунктуационный знак в виде вертикальной черты (1-ая строка). Описки и исправления: Буква ъ в слове въьнь[м]ѣм во 2-ой строке вставлена после написания букв вь (лишний ь не зачеркнут). Данная ошибка была вызвана предвосхищением. Записана последовательность возгласов при чтении Апостола и Евангелия на литургии Иоанна Златоуста: «Въньмѣмъ», «Миръ вьсѣмъ», «Мудрость» (в первой строке); «Мудрость», «Въньмѣмъ» (во второй строке); «Мудрость, прóсти» (в третьей строке). Возгласы «Миръ вьсѣмъ» и «Мудрость, прóсти» принадлежат священнику, остальные – дьякону. Первый возглас священника помечен надписанным над строкой словом попъ. Идентичная последовательность возгласов оформляет чтение ветхозаветных паремий на литургии Преждеосвященных даров. По сравнению с текстами обеих литургий в современном Служебнике в надписи не хватает еще одного возгласа «(Прѣ)мудрость» перед заключительным «(Прѣ)мудрость, прости». |
Литература |
Гиппиус, Михеев 2013б: 159
София Новгородская |