Датировка 1160–1200
Содержание Молитва с прошением о посмертном помиловании на Страшном Суде
Носитель Стены Ближних пещер Киево-Печерской лавры
Категория носителя стена церкви
Место находки Ближние пещеры Киево-Печерской лавры (Киев)
Текст
см. Условные обозначения
ѡ вла⸗
дыко чл҃[в]⸗
колюбьче Ги҃ Ісоу Хс҃
не прич[ь]ти
наю о [ш]ююю
нъ о десноую
ѥгда в[оз]гла⸗
сит[ъ] арханъ⸗
гельска[ѧ] тр[у]⸗
б[а] тв(ое прише⸗
ствие аминь)
Перевод О, Владыко Человеколюбец, Господи, Иисус Христос, не причисли нас (обоих) по левую руку (к грешным), но по правую (к праведным), когда провозгласит Архангельская труба (Твое Пришествие. Аминь)
Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Материалы песчаник
Способ нанесения дипинто
Расположение на носителе Помещение, в котором выполнена надпись, представляет собой пещерную камеру прямоугольной в плане формы, ориентированную стенками по сторонам света, длиной до 2,2 м (по оси запад–восток) и около 2 м (по оси север–юг). Камера простенками делится на три части — центральную в виде прохода шириной 0,5–0,55 м и две боковые, выполненные в виде аркосолий шириной по 0,7 м каждая. Высота помещения колеблется от 1,35 м в центре до 1,1 м по бокам... Надпись выполнена на торцевой стене центрального прохода помещения на высоте 1,1 м от современного уровня его пола... В результате новейших исследований в надписи зафиксировано 11 строк, десять из которых расположены одна над другой вертикальным столбцом на торцевой (западной) стене помещения. Левый край столбца — достаточно ровный — находится в 5 см от юго-западного угла центрального прохода, правый край — частично наползает на его северо-западный угол. Еще одна строка дипинто приписана на уровне третьей строки надписи на боковой (северной) стене помещения на высоте 0,9 м от уровня пола. Общая высота сохранившихся строк надписи составляет 70 см, наибольшая ширина 46 см (а с учетом приписки — 83 см). (Бобровский 2010б)
Состояние сохранности с утратами (50-85%)
Датировка по палеографии и языку 1180–1200 (Бобровский 2010б)
Комментарий Дипинто представляет собой запись молитвенного прошения о посмертном спасении двух лиц, похороненных в крипте, где находится надпись. Текст надписи, вероятно, может рассматриваться как одна из редакций разрешительной молитвы, сложившихся в Киево-Печерском монастыре в контексте традиции, заложенной преп. Феодосием Печерским (Бобровский 2010б).
Литература Бобровский 1997
Бобровский 2010б