| Датировка | [1350–1450] |
|---|---|
| Содержание | Автограф Данила-нижегородца |
| Носитель | Стены собора св. Софии в Константинополе |
| Категория носителя | стена церкви |
| Место находки | Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул) |
| Текст см. Условные обозначения |
данило из новагород- (Артамонов, Гиппиус 2023) |
| Комментарий к прочтению | Граффито выполнено тем же человеком, который оставил свой автограф на южной стороне северо-западной колонны центральной части южной галереи (№ 14): Даниїлос из Новагорода из Нижн[его] [Артамонов, Гиппиус, 2022б, с. 113–115]. На это указывает схожее написание в, г, з, и, л, н, о, р, а также начальное название города, откуда прибыл автор. (Артамонов, Гиппиус 2023) |
| Перевод | ‘Данило из Новгорода’. |
| Фотографии | |
| Прориси | |
| Алфавит | кириллица |
| Способ нанесения | граффито |
| Расположение на носителе | Западная часть южной галереи. Надпись выполнена на северо-восточной стороне юго-западной колонны. Высота от пола – 155 см. Граффито – однострочное, неоконченное. Его длина составляет 26 см. Высота букв колеблется от 1,1 см (последняя о в Новагород[а]) до 4,1 см (р); интервалы между ними разнятся. Надпись выполнена под наклоном вверх. Ее прочтение не вызывает трудностей, что объясняется, во-первых, глубоко начертанными линиями букв, а во-вторых, хорошей сохранностью, связанной с удаленностью колонны от основного потока посетителей собора. (Артамонов, Гиппиус 2023) |
| Состояние сохранности | целая (100%) |
| Датировка по палеографии и языку | а – Iа; в – III; г – I; д – II; з – IIIа; и имеет следующие начертания: 1) в Данило – III, 2) в из – II; л – Iа; н имеет следующие начертания: 1) в Данило – Iв, 2) в Новагород[а] – Iа; о – I; р – IVб, 12. Модели и и р, представленные в надписи, появляются в эпиграфике XIV в. [Рыбаков, хронологический график для букв и, р]. Интерес вызывает А-образное начертание д, которое отсутствует в памятниках книжной культуры, но встречается среди граффити. Аналогичную модель находим в молитвенной надписи из Кирилловской церкви в Киеве № 392 [Высоцкий, 1985, с. 96, табл. LII, 3, 4]. Издатель датирует ее «концом XIII – началом XIV в.», хотя петля б с двумя изломами (в рабу) указывает на более поздний период [Зализняк, с. 155]. Такое же д встречаем в молитвенной надписи № 331, выполненной на южном фасаде Михайловского собора Выдубецкого монастыря в Киеве [Высоцкий, 1985, с. 49–50, табл. ХХII, 2, 3]. Время ее выполнения определяется XV–XVI вв., однако эта датировка небесспорна. Палеография берестяных грамот позволяет датировать надпись второй половиной XIV – первой половиной XV в. (датирующие признаки: и – «диагональ»; р – «петля с изломом углом вниз, прямолинейное» [Зализняк, с. 171, 183]). (Артамонов, Гиппиус 2023) |
| Комментарий | Сравнение настоящей надписи с граффито № 14 говорит о том, что она выполнялась на скорую руку. Об этом свидетельствуют уменьшенный размер букв, отказ от грецизированной формы передачи имени (Данило вместо Даниїлос) и написание д в «три взмаха». Допускаем, что именно это упрощение в исполнении граффито заставило автора прервать свою работу и изобразить на другой колонне неподалеку более презентабельный автограф. Заметим, впрочем, что форма имени – Данило (при возможных вариантах: Данила, Данилъ) – корреспондирует с его грецизированным написанием во втором граффито.(Артамонов, Гиппиус 2023, 177) |
| Литература |
Алексеев 1999: 321-323
Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 286 Томов 2016б: 67-69 Томов 2019: 86-87 Артамонов, Гиппиус 2023: 176-177; № 25 |