Датировка [1350–1450]
Содержание Автограф Данила-нижегородца
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
данило из новагород-
(Артамонов, Гиппиус 2023)
Комментарий к прочтению

Граффито выполнено тем же человеком, который оставил свой автограф на южной стороне северо-западной колонны центральной части южной галереи (№ 14): Даниїлос из Новагорода из Нижн[его] [Артамонов, Гиппиус, 2022б, с. 113–115]. На это указывает схожее написание в, г, з, и, л, н, о, р, а также начальное название города, откуда прибыл автор.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Перевод

‘Данило из Новгорода’.

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Западная часть южной галереи. Надпись выполнена на северо-восточной стороне юго-западной колонны. Высота от пола – 155 см. Граффито – однострочное, неоконченное. Его длина составляет 26 см. Высота букв колеблется от 1,1 см (последняя о в Новагород[а]) до 4,1 см (р); интервалы между ними разнятся. Надпись выполнена под наклоном вверх. Ее прочтение не вызывает трудностей, что объясняется, во-первых, глубоко начертанными линиями букв, а во-вторых, хорошей сохранностью, связанной с удаленностью колонны от основного потока посетителей собора.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Состояние сохранности целая (100%)
Датировка по палеографии и языку

а – Iа; в – III; г – I; д – II; з – IIIа; и имеет следующие начертания: 1) в Данило – III, 2) в из – II; л – Iа; н имеет следующие начертания: 1) в Данило – Iв, 2) в Новагород[а] – Iа; о – I; р – IVб, 12. Модели и и р, представленные в надписи, появляются в эпиграфике XIV в. [Рыбаков, хронологический график для букв и, р]. Интерес вызывает А-образное начертание д, которое отсутствует в памятниках книжной культуры, но встречается среди граффити. Аналогичную модель находим в молитвенной надписи из Кирилловской церкви в Киеве № 392 [Высоцкий, 1985, с. 96, табл. LII, 3, 4]. Издатель датирует ее «концом XIII – началом XIV в.», хотя петля б с двумя изломами (в рабу) указывает на более поздний период [Зализняк, с. 155]. Такое же д встречаем в молитвенной надписи № 331, выполненной на южном фасаде Михайловского собора Выдубецкого монастыря в Киеве [Высоцкий, 1985, с. 49–50, табл. ХХII, 2, 3]. Время ее выполнения определяется XV–XVI вв., однако эта датировка небесспорна. Палеография берестяных грамот позволяет датировать надпись второй половиной XIV – первой половиной XV в. (датирующие признаки: и – «диагональ»; р – «петля с изломом углом вниз, прямолинейное» [Зализняк, с. 171, 183]).

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Комментарий

Сравнение настоящей надписи с граффито № 14 говорит о том, что она выполнялась на скорую руку. Об этом свидетельствуют уменьшенный размер букв, отказ от грецизированной формы передачи имени (Данило вместо Даниїлос) и написание д в «три взмаха». Допускаем, что именно это упрощение в исполнении граффито заставило автора прервать свою работу и изобразить на другой колонне неподалеку более презентабельный автограф. Заметим, впрочем, что форма имени – Данило (при возможных вариантах: Данила, Данилъ) – корреспондирует с его грецизированным написанием во втором граффито.(Артамонов, Гиппиус 2023, 177)

Литература Алексеев 1999: 321-323
Артамонов, Гиппиус, Зайцев 2012: 286
Томов 2016б: 67-69
Томов 2019: 86-87
Артамонов, Гиппиус 2023: 176-177; № 25