Датировка 1432–1435
Содержание Молитва Якова Григорьевича, митрополичьего писаря
Носитель Стены собора св. Софии в Константинополе
Категория носителя стена церкви
Место находки Собор св. Софии в Константинополе (Стамбул)
Текст
см. Условные обозначения
(Ги҃ пом)ози рабу своему Ꙗкову Григорьевич писарю Герасима митрополита Киевьскаго +
(Артамонов, Гиппиус 2023)
Комментарий к прочтению

Термин писарь принадлежит канцелярскому языку Великого княжества Литовского, в котором он с конца XIV в. вытеснил ранний грецизм дьякъ, сохранившийся в Московской Руси.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Перевод

‘Господи, помоги рабу своему Якову Григорьевичу, писарю Герасима, митрополита Киевского’

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Западная часть южной галереи. Надпись выполнена последовательно на северо-западной, западной юго-западной сторонах северо-восточной колонны. Высота от пола – 152 см.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Состояние сохранности с небольшими утратами (>85%)
Датировка по палеографии и языку

а – 7; в имеет следующие начертания: 1) в Григорьеви(ч)[у] – VIа, 2) в остальных случаях – III; г – I; е – II; з – IIIа; и – II; к – Iа; л – Iа; м – Iа; о – I; п – I; р имеет следующие начертания: 1) в рабу – Iа, 2) в остальных случаях – Iб; с – I; т – II; у – II; ч – IIв; ь имеет следующие начертания: 1) в Григорьеви(ч)[у] – IIб, 2) в Киевьскаго – III; ꙗ – IIа. Надпись выполнена полууставным письмом. На ее принадлежность второй половине XIV – XV в. указывают особенности начертания а, з, к, р, т, ч, ь [Щепкин, с. 129–131; Черепнин, с. 244–255]. Эта хронология находит свое подтверждение в палеографии берестяных грамот (датирующие признаки: а – «удлиненная спинка»; в – «верхняя косая к основанию в угол»; и – «наклонная перекладина»; т – «треногое»; ч – «расщеп V-образный» [Зализняк, с. 153, 157, 171, 187, 203]). Написание остальных букв не противоречит предлагаемой датировке.

(Артамонов, Гиппиус 2023)
«Историческая» дата

Более точное время выполнения граффито устанавливается благодаря упоминанию в нем киевского митрополита Герасима.

По мнению И. Калаврезу-Максайнер и Д. Оболенского, молитвенная надпись Якова Григорьевича была выполнена в период «между 1432 г., когда Герасим прибыл в Константинополь, и  осенью 1433-го, когда он вернулся в Смоленск» (Калаврезу-Максайнер, Оболенский 1981, 8). При этом наиболее вероятным временем начертания граффито авторы считали первую половину 1433 г., полагая, что оно могло появиться тогда, когда Герасим вместе со своим «секретарем» находились в Константинополе. Это суждение представляется весьма вероятным, но не очевидным. Ведь нельзя исключать, что Яков Григорьевич, выполняя какое-либо поручение своего патрона, побывал на берегах Босфора без него. Такая поездка, к примеру, могла быть продиктована стремлением получить поддержку патриарха в деле освобождения Герасима из тюрьмы. Впрочем, возможны и другие причины посещения митрополичьим писарем столицы Византии. Указание на принадлежность к окружению Герасима теряло смысл после его смерти, узнать о которой Яков Григорьевич мог опять же в Константинополе. Поэтому, строго говоря, датировать надпись следует периодом не ранее конца 1432 г., то есть временем возможного поставления Герасима в сан митрополита Киевского и всея Руси, и не позднее начала осени 1435 г., когда известие о его смерти должно было достичь Константинополя (Артамонов, Гиппиус 2023, 160–161).

(Артамонов, Гиппиус 2023)
Комментарий

Время нахождения Герасима, в прошлом епископа Смоленска, во главе митрополии Киевской и всея Руси, не было продолжительным: обычно его определяют периодом с 1432/1433 по 1435 г. [Тарасов]. Предшественник Герасима – митрополит Фотий – скончался 2 июля 1431 г. В Константинополь для посвящения в сан митрополита смоленский архиерей отправился не позднее 1 сентября 1432 г., когда его покровитель – великий князь литовский Свидригайло (1430–1432 гг.), свергнутый с трона стародубским князем Сигизмундом Кейстутовичем (1406–1432 гг.), – бежал в Полоцк. Здесь Свидригайло начал собирать силы для борьбы за возвращение престола, сохраняя контроль над «литовской Русью»: Полоцкой, Витебской, Смоленской, Черниговской, Киевской и другими землями. Осенью 1433 г. Герасим, поставленный константинопольским патриархом Иосифом II (1416–1439 гг.) на всю Русь, вернулся в Смоленск. В сложившейся ситуации митрополит, по всей видимости, решил примкнуть к сторонникам нового правителя Литвы. Известно, что 12 января 1434 г. специальной грамотой великий князь литовский Сигизмунд (1432–1440 гг.) «признал Герасима митрополитом Киевским и всея Руси во всех его (Сигизмунда – Ю. А., А. Г.) землях», оставив за ним Смоленскую епархию до тех пор, пока вся митрополия не окажется под его властью [Полехов 2015, 380–382, 533–534]. В конце марта 1435 г. по распоряжению Свидригайла митрополит, которого обвинили в поддержке Сигизмунда, был арестован и отправлен в Витебск, где в течение четырех месяцев пребывал «в железах», а затем был сожжен на костре в конце июля 1435 г. (Полехов 2015, 391–392).
(Артамонов, Гиппиус 2023, 160)

Литература Калаврезу-Максайнер, Оболенский 1981
Томов 2016б: 65–67
Томов 2019: 83–85
Артамонов, Гиппиус 2023: 158–161; № 16