Датировка [1160–1320]
Содержание Надпись о смерти Митрофана
Носитель Фрагменты фресковой штукатурки 1120-х гг. Георгиевского собора Юрьева монастыря
Категория носителя стена церкви
Место находки Георгиевский собор Юрьева монастыря (Юрьево)
Текст
см. Условные обозначения
[м](с҇)ца · ма[и](ѧ въ ѕ҃ на памѧ)т҇ · ст҃аг(о И)ева · прѣстависѧ ра(бъ Бж҃ии)
[М]итроѳан(ъ)
(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Перевод

‘Месяца мая в 6 день на память святого Иова преставился раб Божий Митрофан’.

(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Фотографии
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Фрагменты 2533, 2534*, 2536*, 2538* были найдены в северной апсиде. «Блок из четырех кусков штукатурки – трех монолитов и одного фрагмента. Базовые цвета: синий и дымчато-зеленый. Линия разгранки светло-бежевого цвета проходит горизонтально. Красочный слой в этом месте хрупкий, под разгранкой в нескольких местах видны следы белил. На фрагменте 2533 синий и зеленый фоны явным образом стыкуются с красным, а по левому краю тянется темно-коричневая полоса. Это значит, что блок находился на одной из граней столба. По характеру сохранности красочного слоя можно заключить, что сначала наносилась синяя краска, затем зеленая и только потом делалась разгранка. Видны ярко выраженные мазки кисти. На зеленом фоне вдоль линии разгранки они горизонтальные, ниже – вертикальные. На синем фоне – только вертикальные. Значительных повреждений красочного слоя в обоих случаях нет, если не считать слабого внешнего загрязнения на синем фоне и вспученности краски на зеленом фоне на фрагменте 2534». Надпись читается в нижней части блока.

(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Состояние сохранности с утратами (50-85%)
Датировка по палеографии и языку

«[1160–1320]: В IIа «перелом при мачте» <1320, Р «углом вниз (криволинейные) 1160>»

(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Комментарий

На блоке из четырёх фрагментов (2533, 2534*, 2536*, 2538*) расположены две надписи: N6a (№1158 настоящей Базы) и настоящая надпись (Гиппиус, Щеголькова 2024, 504).
«Под этой надписью, на уровне слова Митроθана видно начало надписи слабым тонким почерком: н[а]… Ниже, скорее всего, находился рисунок птицы (два фрагмента из группы 2447)» (Гиппиус, Щеголькова 2024, 504).
«Почерк, возможно, тот же, что и в N6a» (Гиппиус, Щеголькова 2024, 505).
«В первой публикации надпись была трактована как сообщение о смерти посадника Михалка Степанича, умершего, согласно Новгородской первой летописи, 18 мая 1206 г. и принявшего в постриге имя Митрофан (“Прѣставися рабъ божии Митрофанъ, а мирьскы Михалько, постригься у святѣи Богородици въ Аркажи манастыри маия въ 18, посадникъ новгородьскыи” (НПЛ 1950, 50)). После прочтения святочной даты сохранить эту атрибуцию можно, лишь допуская, что за дату смерти автор надписи принял дату пострига. Более вероятно, однако, что надпись зафиксировала смерть какого‑то другого лица» (Гиппиус, Щеголькова 2024, 505).

Литература Гиппиус, Седов 2016: 202–203
Гиппиус, Щеголькова 2024: 504–505, 536–537 (ил. 44); № 74 [N6b]