Датировка [1127–1180], 1162 (?)
Содержание Надпись о смерти игумена монастыря пресвятой Богородицы
Носитель Фрагменты фресковой штукатурки 1120-х гг. Георгиевского собора Юрьева монастыря
Категория носителя стена церкви
Место находки Георгиевский собор Юрьева монастыря (Юрьево)
Текст
см. Условные обозначения
(прѣстависѧ)                           …нь о--
--- (игуменъ мн҃)сты(рѧ) пр(ѣст҃ы)⸗
ѧ влд҃(чиц)[ѧ] н[а](ше)[ѧ] Бц҃ѧ м
(с҇)ца
июлѧ (в)ъ в҃ї а погр(еб)енъ б[ꙑ]
(с҇)
наꙋтриѧ въ гї҃ [д](н҃ь с)ъ чь(стью)
(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Реконструкция (прѣстависѧ) (пасто)[у](хъ гс҇\д)нь О(ль)⸗
[кса] (игуменъ мн҃)сты(рѧ) пр(ѣст҃ы)⸗
ѧ влд҃(чиц)[ѧ] н[а](ше)[ѧ] Бц҃ѧ м(\с҇\)\ца
июлѧ (в)ъ в҃ї а погр(еб)енъ б[ꙑ](\с҇\)\
наꙋтриѧ въ гї҃ [д](н҃ь с)ъ чь(стью) (Гиппиус, Щеголькова 2024)
Перевод

‘Преставился … Олекса (?), игумен монастыря пресвятой владычицы нашей Богородицы, месяца июля в 12‑й, а погребен был наутро в 13‑й день с честью’.

(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Фотографии
Алфавит кириллица
Способ нанесения граффито
Расположение на носителе

Фрагменты 2503*, 2505, 2508, 2801, 3201 были найдены в северной апсиде. «Блок из пяти кусков штукатурки – монолит и четыре фрагмента – в три цвета. Линия разгранки проходит вертикально, по левому краю (2505), разделяя красный фон и зеленый, на котором сделаны надписи. На зеленом фоне видны ярко выраженные вертикальные и диагональные мазки кисти. Заметные повреждения красочного слоя отсутствуют, если не считать нескольких небольших выбоин на линии разгранки. Надпись занимает верхнюю часть блока».

(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Состояние сохранности с утратами (50-85%)
Датировка по палеографии и языку

«до [1180]: «Б, В, Г, П обычно с выступом» <1180»

(Гиппиус, Щеголькова 2024)
«Историческая» дата

[1162] (?)

(Гиппиус, Щеголькова 2024)
Комментарий

«Надпись N5a (настоящая надпись) занимает верхнюю часть блока, надписи N5b (№1156 настоящей Базы) и N5с (№1157 настоящей Базы) читаются ниже и правее. Надпись N5b сделана поверх глаголической надписи N5с и частично обходит ее» (Гиппиус, Щеголькова 2024, 503).
Несмотря на сильную фрагментированность, бо́льшая часть надписи восстанавливается с уверенностью. Торжественность формулировок заставляет думать, что речь идет о кончине игумена, а не рядового монаха. На о‑ в конце 1‑й строки должно было начинаться имя умершего. Весьма вероятно, что им был игумен Антониева монастыря Алекса, о смерти которого летопись сообщает под 1162 (6670 г.): “Прѣставися игуменъ Олькса святыя Богородиця, и поставиша по немь игуменомь Мануила” (НПЛ 1950, 31). Алекса был поставлен игуменом в 1157 г. после смерти Андрея, преемника основателя обители св. Антония Римлянина (НПЛ 1950, 30).
Для реконструируемого (очень гипотетически) (пасто)[у](хъ гс҇\д)нь ср. в Киевской летописи под 1183 (6691) г. о новоизбранном архимандрите Василии: “…и бы(с) игѹменъ и пастѹхъ чер(нор)изьцемь Федосьєва манастырѧ” (ПСРЛ II, 628). Возможная альтернатива – (прѣстависѧ въ вѣчьно)[у](ю жиз)нь – предполагает наличие еще одной строки сверху с нетривиально оформленной годовой датой. Оба варианта отвечают возвышенной стилистике надписи.
Необходимая длина второй строки достигается при допущении, что слово монастыря было записано с сокращением (Гиппиус, Щеголькова 2024, 503).

Литература Гиппиус, Щеголькова 2024: 503, 536 (ил. 43); № 70 [N5a]