Датировка 1410–1412
Содержание Надпись о создании возду́ха Огрофеной, женой Константина, для церкви Рождества Богородицы
Носитель «Суздальский возду́х»
Категория носителя воздух
Место находки Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)
Текст
см. Условные обозначения
в лѣт · ҂ѕ · ѧ · · при кнꙗженьи · великого кнꙗзꙗ · Васильѧ · Дмитриѥвича · всиꙗ Рус҇ · при архиѥпп҃ѣ · при Фоти · митрополитѣ ·
всиꙗ Русї · і
при пс҇пѣ · Митрофанѣ . созданъ бъстъ вздухъ сии ·
рабою бжьею Костꙗнтиновою · Ѡгрофѣною · аже пречистѣи · Мтри Божїи · и честнаго ѥꙗ рождества · да боудеть ·
на неи · а кончанъ бꙑсть · мца іоу
нꙗ въ ·в҃· на памть с⃝ ѡ҃ца Никифора +
Комментарий к прочтению

По (Щепкин 1894, 36)

Добавлены лигатуры и вписанное между строк маленькими буквами сочетание рабою бжьею. Буквы л и т в слове лѣт образуют лигатуру. Надпись оканчивается крестом.

Перевод

‘В 69.. году при княжении великого князя Василия Дмитриевича всея Руси, при архиепископе при Фотии, митрополите всея Руси, и при епископе Митрофане создан был этот воздух рабой Божией Огрофеной, женой Константина, а именно – [для церкви] пречистой Матери Божией и честного ее Рождества, чтобы был там. А окончен был второго июня, на память святого отца Никифора’.

Фотографии
Прориси
Алфавит кириллица
Способ нанесения другое
Расположение на носителе

по периметру вокруг изображения Евхаристии

Состояние сохранности целая (100%)
Обоснование датировки

Десятки и единицы даты в летописи на «возду́хе» не дописаны. Широкие рамки датировки – 1410–1425 – определяются упоминанием в надписи трех исторических лиц: великого князя Василия Дмитриевича (1389–1425), митрополита Фотия (1408–1431, прибыл в Москву в 1410) и епископа Владимиро-Суздальского Митрофана (1406–1416 (последнее упоминание в летописи)). В. Н. Щепкин указывал, что место, оставленное в дате для десятков и единиц, могло предназначаться только для дат на рубеже десятков от сотворения мира, и предлагал две возможные датировки: 1410–1413 и 1421–1423, считая при этом вторую менее вероятной, «т. к. епископ Митрофан в эти годы б. м. уже не существовал» (Щепкин 1894, 38). А. А. Турилов соглашается с первой датировкой и сужает ее до 1410–1412, указывая, что именование митрополита Фотия архиепископом было возможно только в короткий период сразу по его прибытии в Москву (Турилов 2012, 204).

Литература Тихонравов 1859: 212–214
Щепкин 1894: 36–40
Орлов 1952: 125–126; № 206
Николаева 1971: 34–35; № 5
Средневековое лицевое шитьё 1991: 13, 54–56; № 13
ГИМ 2006: 391; № 3
Турилов 2012: 201–205